Лечебное и профилактическое воздействие физических нагрузок на организм обусловлено тонизирующим, трофическим, компенсаторным и нормализующим механизмами действия.
Действие физических нагрузок при вегетативных нарушениях было исследовано рядом авторов. Отмечена универсальность их воздействия на организм при данных расстройствах и возможность динамического управления вегетативной регуляцией органов и систем, доказана эффективность применения при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, показано положительное влияние различных вариантов ЛФК и массажа на нервную систему.
Имеются данные о положительном влиянии на студентов с нейроцпркуляторной дистонией циклических общеразвивающих упражнений, циклических нагрузок, выполняемых на велоэргометре, занятий плаванием, специальных физических упражнений в сочетании с общеукрепляющими. Систематическое применение физических упражнений циклического характера у студентов с изначально низким уровнем физической подготовки и здоровья, позволило снизить заболеваемость, улучшить показатели, характеризующие функциональное состояние — физическую работоспособность, выносливость, состояние сердечно-сосудистой и иммунной систем. Физические нагрузки циклического характера имеют несомненное преимущество в гипотензивном эффекте по сравнению с ациклическими, способствуют уменьшению индекса напряжения, увеличению показателей выносливости и работоспособности, стабильности пульса у студентов с нейроцпркуляторной дистонией. Автор также указывает на недопустимость чрезмерной нагрузки на занятиях физической культурой, строгую регламентацию и контроль за функциональным состоянием у данной категории лиц. Рассматривалось дифференцированное применение средств лечебной физкультуры в оздоровлении студентов с нейроцир — куляторной дистонией в зависимости от особенностей гемодинамики. Рекомендуется комплексное применение точечного массажа головы с растяжением в височной области, изометрическое напряжение мышц, общеразвивающие упражнения, в сочетании с методами психологической регуляции-прогрессирующего мышечного расслабления,’ психоэмоциональной разгрузки, элементами аутогенной тренировки. Автор отмечает большую эффективность методики, по сравнению с традиционной методикой физического воспитания и применения лекарственных средств, по динамике комплексного обследования психического и физического состояния у студентов с СВД. Делается вывод о необходимости включения методов психологической саморегуляции в комплексное применение средств физической культуры, так как у лиц с гипертензивным вариантом СВД они способствуют понижению, а у лиц с гипотензивным вариантом повышению реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку.