Отношения внутри со-бытия взрослого и ребенка по необходимости противоречивы; на протяжении всего онтогенеза они реализуются двумя взаимосвязанными процессами: обособления — как фундаментального условия становления индивидуальности — и отождествления — как условия приобщения к общечеловеческим формам культуры. Выработка новых средств в одном процессе становится предпосылкой разворачивания другого. Необходимо особо подчеркнуть, что совместное бытие ребенка и взрослого оказывается тем уникальным «пространством», где осуществляется метаморфоз, «перерождение» натураль’но-природной данности в культурно выраженную способность.
Два эпохальных события раннего детства кладут начало самоопределению субъективности относительно жизнедеятельности взрослого — это прямохождение и речь. Прямохождение снимает внеположенность ребенку частей пространства, и он сам находит для себя свое место. Более того, он попадает в ту же систему координат, в то же динамическое пространство, где уже находится взрослый; соответственно он впервые начинает видеть другого в действии, так как впервые оказывается способным действовать сам. Динамическое обособление создает пространство для «другого», пространство для времени. Существенно, что именно с этого момента можно впервые говорить о предметных действиях в собственном смысле этого слова. До сих пор множество разнообразных движений ребенка первично символизировало смысл и качество его обращенности ко взрослому, и лишь вторично, в процессе опредмечивания движения его эффектом оказывались качества вещей.
Речь, в самом общем смысле, освобождает ребенка от безраздельной погруженности его во внешний мир и делает способным к размышлению над самим собой, способным постигать свое собственное «я». Надо сказать, что речь, являясь первой натурально-непосредственной практикой сознания на пути движения субъективности к самосознанию, раз возникнув, позволяет в любой ситуации противопоставить «слово» всему остальному; через слово субъективность впервые становится для самой себя предметом. Известно, что речевые действия ребенка формируются в поле взрослой речи; известно также, что первоначальные, ориентированные на ребенка речевые действия взрослого аффективно-оценочны Тем самым из контекста всех совершаемых ребенком функциональных действий выделяется круг «типично поощряемых действий», которые становятся содержанием такой структуры сознания, как «я — действие» .