Психологические условия

Можно предположить, что именно разделение способов действия является исходным условием для рефлексивного замыкания действия и формирования знаково-символического его плана. Такое разделение выступает как необходимое и достаточное условие для ограничения действия соответствующим ему предметом, определяющее характер опосредования и содержательного обобщения различных способов действия. Последнее позволяет рассмотреть психологические условия разделения совместных действий, определяющих, по сути дела, происхождение учебно-познавательного действия

Во-первых, следует исходить из того, что совместно-разделенная форма действия есть прежде всего форма предметного действия или деятельностно-развернутая сущность познаваемого объекта; во-вторых, совместно-разделенная форма действия, основанная на трансформации и взаимном отнесении различных состояний объекта, противоположна созерцательному отражению внешних, физических, чувственно воспринимаемых свойств объекта, ибо она есть форма практического и целесообразного его преобразования; в-третьих, совместно-разделенная форма действия с необходимостью отражает содержательный момент конструирования объекта, который проявляется в рефлексивном анализе субъектом самого действия; в-четвертых, совместно-разделенная форма действия обеспечивает переход от чувственно-предметного плана действия к знаково-символическому плану, специфическому для мышления в условиях обратимого замещения предметных и знаково-символических структур, обеспечивающего рефлексивное обращение человека к основаниям собственного действия.