Действие ребенка

Итак, в чем же состоит роль коллективно-организованной формы выполнения действия в возникновении учебно-познавательного действия ребенка? Она заключается в том, что именно в этой форме складываются условия, благоприятные для фиксации и дифференциации различных способов преобразования объекта. Согласно полученным нами показателям, при специальной организации индивидуальных действий возможны такие ситуации, когда средством для преодоления возникающих в работе ограничений становится для участников содержательный анализ предметных условий выполняемого действия, благодаря чему раскрывается соответствие между содержательным свойством исследуемого объекта и общим принципом его построения. Возникающее в этом случае новое совместное действие становится учебно-познавательным, а его выполнение приводит к решению стоящей перед участниками задачи как учебной.

Найденные факты позволили поставить вопрос о роли совместных действий и коллективных взаимодействий в психическом и умственном развитии ребенка. На примере образования понятий у детей было показано, что эта роль связана с формированием знакового отношения между соответствующей понятию схемой действия и способами реализации этой схемы на предметном материале. Роль знака в этом процессе также не может быть сведена к фиксации внешних и общих свойств исследуемого объекта. Эта роль определяется отношением к знаку как фрагменту целостного действия, посредством которого раскрывается содержательное свойство объекта. Последнее зависит от включения знака в более общие структуры и координации различных схем действия участников, осуществляющейся на разном предметном материале. Формирование знакового отношения у ребенка основано на взаимопонимании участниками различного назначения схем и характера их включения в зависимости от предметных условий строящегося действия.