Top.Mail.Ru
Компрессорное масло — TechLetter

Компрессорное масло

Компрессорное масло

Эффективность работы масляного компрессора в значительной степени зависит от свойств и качества компрессорного масла. Его правильные выбор и использование (компенсирующее унос поддержание необходимого уровня, своевременная замена) — обязательные условия безаварийной экономичнойэксплуатации компрессорного оборудования.

Компрессорное масло

Общая информация. ГОСТы, ОСТы и ТУ

В России требования к компрессорному маслу устанавливают несколько нормативных документов:

  • ГОСТ 28549.3-90 (ИСО 6743-3А-87) Смазочные материалы, индустриальные масла и родственные продукты. (Класс L). Классификация. Группа D (компрессоры);
  • ГОСТ 1861-73 Масла компрессорные. Технические условия;
  • ГОСТ 9243-75 Масло компрессорное из сернистых нефтей КС-19. Технические условия.

В ГОСТ 28549.3-90 (ИСО 6743-3А-87) приведена классификация смазочных материалов для компрессоров и вакуумных насосов:

  • применение:
    • общее;
    • ограниченное;
    • конкретное;
    • типичное;
  • категории ─ DAA, DAB, DAC, DAG, DAH, DAJ.

Например, продукты категории DAA предназначены для поршневых компрессоров, эксплуатируемых в легком режиме, DAG и DAJ ─ для винтовых компрессоров, работающих, соответственно, в легком и тяжелом режимах и т. д.

Действие межгосударственного стандарта ГОСТ 1861-73 распространяется на нефтяные масла для смазки компрессоров и воздуходувок. Их получают, используя один из двух способов очистки:

  • селективную очистку;

абсорбционный метод, заключающийся в экстракции вредных примесей растворителями ─ дихлорэтиловым эфиром, сернистым ангидридом, нитробензолом, фурфуролом и др.;

  • сернокислую очистку;

старейшая технология, в которой очищаемый продукт при комнатной температуре смешивают с небольшим количеством 90-93-процентной серной кислоты.

Масло компрессорное ГОСТ (1861-73) бывает двух марок:

  • масло компрессорное К-12 ─ смесь дистиллятной и остаточной составляющих или только дистиллятное масло плюс один процент депрессорной присадки;
  • масло компрессорное К-19 ─ остаточное масло.

В ГОСТ 9243-75 фигурирует одна марка ─ масло компрессорное КС-19.

Часть масел, например, КСп-12, К-28, Кп-8С, К4-20, К3-20, К2-24 и др., выпускается в соответствии с ТУ (техническими условиями) и ОСТ (отраслевыми стандартами).

В марках масла, написанных кириллицей, «К» означает компрессорное, «С» ─ из сернистой нефти, «п» ─ наличие присадок, цифра перед дефисом ─ группу масла по назначению, после дефиса ─ кинематическую вязкость при ста градусах Цельсия.

Стандарты иностранные, но не чужие

Существующий ассортимент компрессорных масел широк. Его увеличение обусловлено ростом потребности в сжатом воздухе, развитием конструкций компрессоров, ужесточением требований к их производительности, надежности и энергоэффективности.

Компрессорные масла различных классов вязкости имеют в своем ассортименте главные действующие лица российской нефтяной отрасли (масло компрессорное ЛУКОЙЛ, РОСНЕФТЬ).

По мере либерализации внешней торговли на отечественном рынке появились продукты зарубежного производства, изготовленные с учетом последних достижений технологий нефтепереработки (компрессорное масло SHELL, масло компрессорное MOBIL).

Неудивительно, что сегодня в России получили распространение марки компрессорного масла, производство которых регламентируется европейскими стандартами (DIN 51506-2017, ISO 6743-3А).

В DIN 51506-2017 компрессорные масла классифицируют на группы в зависимости от конечной температуры сжатого воздуха:

  • VB, VB-L – до 140°C;
  • VC, VC-L – до 160°C;
  • VD, VD-L – до 220°C.

Они различаются показателями стойкости к старению (особенно высокой стойкостью обладает масло компрессорное VDL). «V» означает компрессорное масло, «L» говорит о наличии присадок.

Производители, чтобы их продукты были легко узнаваемыми на рынке, дают им собственные названия (масло компрессорное SHELL CORENA, масло компрессорное MOBIL RARUS, компрессорное масло ЛУКОЙЛ СТАБИО). Если в названии есть (или подразумевается, ─ о чем говорит ссылка на DIN 51506-2017) сочетание букв VD, VDL (VD-L), VB, VBL (VB-L), VC, VCL (VC-L), присутствующие в марке цифры в большинстве случаев означают кинематическую вязкость масла при 40 OC. Она с относительно небольшими отклонениями (± 10%) равна классу вязкости по ISO.

Примеры: масло компрессорное 32, компрессорное масло 46, компрессорное масло 100 (например, масло компрессорное VDL 100 или масло компрессорное VG 100), компрессорное масло 150.

В марке компрессорного масла может содержаться прямая ссылка на его вязкость по ISO ─ масло компрессорное ISO 100. Или более конкретный пример ─ Mannol Compressor Oil ISO 100.

Mannol Compressor Oil

Компрессорные масла Mannol Compressor Oil ─ один из продуктов компании Sudheimer Car Technik-Vertriebs GmbH ─ представляет в России компания БИТЕХ (https://bi-teh.ru/). Немецкий производитель изготавливает широкий спектр изделий, включая смазки и масла ─ индустриальные, моторные, трансмиссионные. В т. ч. компрессорные масла марок:

  • Mannol Compressor Oil ISO 46;
  • Mannol Compressor Oil ISO 100;
  • Mannol Compressor Oil ISO 150.

Минеральное компрессорное масло Mannol Compressor Oil на основе парафиновых масел применяют для смазывания поршневых, винтовых, центробежных воздушных компрессоров, а Mannol Compressor Oil ISO 46 еще для пневмоинструмента. Его эффективность усиливает наличие беззольных присадок.

Mannol Compressor Oil обладает жизненно важными для компрессоров свойствами:

  • термостабильностью;
  • устойчивостью к окислению;
  • антикоррозионными свойствами;
  • низкой испаряемостью;
  • оставляет минимум отложений.

Все они помогают гарантировать стабильную надежную работу оборудования.

Купить компрессорное маслоMannol Compressor Oil, значит, сделать правильный выбор для правильной эксплуатации компрессоров.

Изготовленное на севере Германии компрессорное масло отличает высокое качество и соответствие требованиям, предъявляемым потребителями к этому виду продукции.

О требованиях несколькими строками ниже, а сейчас перечислим основные функции компрессорного масла.

Функции компрессорного масла:

смазывание трущихся поверхностей уменьшает абразивный износ деталей, снижает обусловленные трением энергетические потери, обеспечивает чистоту трущихся поверхностей, помогает предупредить задиры, заклинивание и иные чреватые серьезными поломками и быстрым износом дефекты;

отвод избыточного тепла ─ необходимое условие функционирования компрессора;

  • защита от коррозии;
  • уплотнение зазоров;

обладая на несколько порядков меньшей текучестью, чем воздух, масло заполняет зазоры, способствуя лучшей герметизации полостей.

Система смазки поршневого компрессора включает насос, масляный фильтр, термостат, охладитель масла. Компрессорное масло для поршневых компрессоров смазывает поршни, клапаны, подшипники и кривошипно-шатунный механизм. Оно формирует стабильный жидкостный слой между трущимися поверхностями (втулкой цилиндра и поршневым кольцом).

Компрессорное масло для винтовых компрессоров смазывает подшипники валов, винты и шестерни (или только шестерни), помогает снизить температуру в камере сжатия, уплотняет зазоры между роторами.

Масло повышенной стойкости

Условия работы компрессорных масел более тяжелые, чем у других масел. Это обусловлено воздействием значительных температур и давлений. При высоком давлении наблюдается интенсивная конденсация, водяных паров, содержащихся в сжимаемом воздухе. Часть конденсата попадает в масло. По мере эксплуатации в нем накапливается немалое число твердых частиц.

Компрессорное масло решает сложные и ответственные задачи. И подменять его другим, например моторным маслом, рассматривая то, как аналог компрессорного масла, по меньшей мере, неразумно. В компрессоре должно быть компрессорное масло (допустимо использование других масел для подшипников). Цена иных решений, являющихся следствием желания сэкономить или обычной небрежности, может оказаться слишком высокой.

К отрицательным последствиям способно привести смешивание разных марок компрессорного масла. Ведь рядовой пользователь не знает, чем обернётся контакт различных присадок, изначально не предназначенных для взаимодействия в единой композиции.

Требования к компрессорному маслу:

  • высокая термическая и химическая стабильность, устойчивость к быстрому изменению эксплуатационных режимов;

компрессорное масло не должно менять вязкость во всем диапазоне рабочих температур и окисляться под воздействие кислорода воздуха. Поэтому оно не содержит нестабильных соединений. Не желательно присутствие воды, кислот, щелочей, как вызывающих коррозию металлических деталей оборудования;

  • отсутствие склонности к нагарообразованию;

недостаточные антиокислительные свойства способствуют образованию отложений. Нагар, равно как углеродистые отложения, окислы и иные следы коррозии уменьшает сечение трубопроводов. Будучи горючей массой, нагар, отложившийся в воздухосборнике, цилиндрах и трубопроводах, при увеличении температуры может привести к взрыву компрессора;

  • минимальное пенообразование;

качество особенно важное для винтовых компрессоров. Заполняя смазочные канавки, пена препятствует нормальному смазыванию. Как следствие ─ увеличенное трение и перегрев.

Пена мешает удалять воздух из воздушно-масляной смеси;

  • оптимальная рабочая температура;

температура масла в работающем компрессоре не должна близко приближаться к температуре самовоспламенения;

  • препятствие коррозии металлических поверхностей, противоизносные свойства;

недостаток последних прямой путь к преждевременному выходу из строя клапанов, колец и цилиндров поршневых компрессоров;

  • низкая испаряемость;
  • химическая устойчивость к сжимаемому газу;

особенно актуально для масла, используемого в холодильных компрессорах.

Только полностью отвечая этим требованиям, компрессорное масло справится со своими функциями.

Классифицируя нефтяные масла, компрессорное масло относят к специальным маслам, тем самым подчеркивая обязательное наличие у него особых (специальных) свойств.

Помимо требований к самому маслу не следует забывать о его правильном расходе. Недостаток компрессорного масла вреден и даже опасен. Избыточная смазка может привести к увеличению образования нагара.

Компрессорное масло — характеристики

Производители компрессорного масла приводят следующую информацию:

  • класс вязкости ISO;
  • вязкость при 40 и 100°C;
  • индекс вязкости;

вязкость компрессорного масла─ одна из его важнейших характеристик. Чем более пологой является кривая зависимости вязкости от температуры, тем лучше для компрессора. Выбор масла по показателю вязкости зависит от таких факторов как: особенности конструкции, промежуточное охлаждение, количество ступеней сжатия;

  • плотность, кг/м³ (при 15 OC);

обычно находится в диапазоне 800-900 кг/м³. Чем масло плотнее, тем больше отличаются значения вязкости при температурах 40 и 100 OC. Могут в шесть, а могут и в десять раз;

  • температура вспышки;

чаще всего 200-300 OC. Сегодня считается, что более высокая температура вспышки компрессорного масла не означает автоматического повышения безопасности эксплуатации компрессора. Более важна температура самовоспламенения масла. Она ниже у остаточных масел, нежели у имеющих более низкую по сравнению с ними температуру вспышки, дистиллятных;

  • температура застывания;

т. е. температура потери текучести.

Могут приводиться такие показатели как число нейтрализации, коррозия меди, коррозия стали, деаэрирующие и деэмульгирующие свойства, пенообразование, содержание воды и механических примесей, зольность.

Характеристика компрессорных масел MannolCompressorOil

 

Mannol Compressor Oil ISO 46

Mannol Compressor Oil ISO 100

Mannol Compressor Oil ISO 150

ISO-класс

46

100

150

Вязкость при 100°C, CSt

6,58

10,56

15,1

Вязкость при 40°C, CSt

45,08

91,56

163,8

Индекс вязкости

96

97

91

Плотность при 15°C, кг/м3

883

888

890

Температура вспышки, °C

216

216

222

Температура застывания, °C

— 30

— 25

— 27

Как и другие масла, используемые для смазки, компрессорные изготавливают:

  • на минеральной основе ─ минеральное компрессорное масло;
  • на синтетической основе ─ масло компрессорное синтетическое;

и как компромисс

  • на полусинтетической основе.

Важную роль играют присадки:

  • антиокислительные;

снижают скорость окисления, а значит содержание его продуктов в масле. Увеличивают срок службы масла;

  • антипенные, противопенные;

делают масло менее склонным к пенообразованию. Разрывают тонкие масляные пленки, внутри которых находится воздух;

  • депрессорные;

уменьшают температуру застывания масла;

  • антикоррозионные;

ингибиторы коррозии, защищающие поверхность деталей;

  • противоизносные;

предупреждают образование задиров, натиров, выкрашивание.

  • диспергирующие;

стабилизируют суспензии, образующиеся в результате попадания в масло нерастворимых загрязнений.

Компрессорное масло не является лидером среди других видов масел по цифрам производства и потребления. Согласно статистике на него приходится два процента от их суммарного объема. Если говорить о конкретных отраслях, то ситуация выглядит следующим образом:

  • в горной промышленности на каждые 50 литров моторного масла для дизелей используют один литр компрессорного масла;
  • на цементных заводах на 8,5 л редукторного масла ─ один литр компрессорного;
  • на шинных заводах ─ один литр компрессорного на 50 л гидравлического масла.

Эти скромные показатели не должны вводить в заблуждение. Прямые и косвенные потери, спровоцированные неправильным выбором и использованием компрессорного масла, могут оказаться без преувеличенияграндиозными. Компрессорное оборудование, сложное и дорогостоящее само по себе, играет растущую роль в производственных процессах, где любая незапланированная остановка, вызванная отсутствием сжатого воздуха, категорически недопустима.

В т. ч. и этим обусловлен опережающий по сравнению с большинством других масел рост потребления компрессорного масла и увеличение спроса на не просто отвечающую требованиям стандартов, а улучшенную т. н. «премиальную» (премиум-класса) продукцию.