Мировоззренческая категория

Действительно, отражение представляет собой фундаментальную мировоззренческую категорию, задающую «методологическую базу» специальных научных дисциплин, изучающих сознание. Данная категория дает основания для постановки в один ряд таких разных явлений, как психика человека, раздражимость у растений, возбудимость при регуляции внутриорганизменных реакций у животных и т. д. Все они оказываются в одном ряду естественных, подчиняющихся объективным законам, доступных для средств научного анализа явлений. Понятие отражения позволило преодолеть веками культивировавшееся представление о сознании, как о чем-то божественном, таинственном и уникальном. Принцип отражения поэтому тождествен принципу научности в подходе к изучению явлений сознания. Как справедливо подчеркивал А. Н. Леонтьев, этот принцип «исключает возможность трактовать психические явления как изъятые из общей системы взаимодействия единого в своей материальности мира. Величайшее значение этого для науки заключается в том, что психическое, изначальность которого постулировалась идеализмом, превращается в проблему научного исследования; единственным же постулатом остается признание независимого от познающего субъекта существования объективной реальности» . А значит, трактуя идеальное как аспект отражения, мы качественно не специфицируем его, но, напротив, делаем элементом «общей системы взаимодействия единого в своей материальности мира». Фактически же это приводит к отождествлению идеального и психики, т. е. к тривиальному удвоению терминов.

Не выдерживают испытания «бритвой Оккама» и попытки интерпретации идеального посредством понятия информации. Сознание, конечно, информационный процесс, но информационные процессы имеют место и в технических устройствах, живой природе и т. д. Специалисту в области теории информации использование термина «идеальное» ничего нового не дает; с другой стороны, без учета всего аппарата теории информации рассуждения об информационной природе идеального являются скучным, поверхностным натурфилософским дилетантизмом.

При поддержке сайтов: http://studio-didier.com и http://sbabkin.com.