Опрос студентов

Выявившиеся в результате опроса студентов особенности осознаваемых представлений первокурсников об учебной деятельности позволяютпредположить, что основным источником этих представлений является не столько рефлексия собственного опыта учения, сколько те требования к организации деятельности, которые задаются учащимся в типичной ситуации обучения в средней школе. Вне системы организованного обучения приемам учебной работы эти требования выступают в виде каких-то частных пояснений по ходу изучения конкретного материала, непосредственно связанных с его содержанием, либо общих указаний типа «не заучивайте механически», «выделяйте главное» и т. п. Поскольку содержательные основания данных требований обычно учащимся не раскрываются, а стихийно они осознаются только немногими из них, формируемые на этой основе представления не только не могут обеспечить действительно осознанного выполнения соответствующих действий учащимися, но и для них самих часто выступают как знания формальные, как бы навязанные им извне и не имеющие прямого отношения к их собственной активности, направленной на усвоение учебного материала. При этом какие-либо дифференцированные представления о своей собственной активности как отличной по своему содержанию от задаваемых вйешйими требовакиямй способов учебной работы у большинства учащихся отсутствуют.

Кроме того, полученные результаты позволяют также предположить, что одной из детерминант, формирующих представления учащихся о способах и содержании учебной работы, являются применяемые в процессе обучения формы контроля и его конкретное содержание. В частности, этим, видимо, обусловливается формирование представлений студентов о значимости такого компонента уяснения, как выделение главного, а также о типе материала, выступающем в качестве главного при его изучении.

При поддержке сайтов: http://www.saintclements.net и http://aksioma.eu.