Предварительная установка

В качестве испытуемых были использованы специалисты — психологи, т. е. лица, имеющие профессиональное представление о понятийной структуре своей науки, но не имевшие самостоятельной концепции тезаурусной деятельности и не занимавшиеся специально методологическими проблемами психологии. Нам важно было здесь отсутствие предварительной установки у испытуемых на определенные способы рефлексии над понятийной структурой. Эта установка косвенно содержалась в получаемых ими в ходе исследования заданиях. Тем самым обеспечивалась определенная чистота полученных данных, позволяющих обнаружить влияние установки на целенаправленность действий, скорость и полноту выполнения заданий.

В эксперименте участвовали 29 человек — от поступающих в аспирантуру до докторов наук. В первой серии экспе-риментов время выполнения заданий было регламентировано. Все три задания надлежало выполнить в течение одного часа. Во второй серии экспериментов время специально не ограничивали, но отмечали, сколько времени ушло на выполнение задания. В третьей серии экспериментов время выполнения заданий не контролировалось.

Эксперимент состоял из трех тесно связанных частей. Первая часть — проверка способов осознания и фиксации понятийной структуры, когда установкой деятельности является лишь указание темы, выделяющей некоторый фрагмент понятийной структуры. Цель первой части эксперимента состояла в выяснении возможности охарактеризовать предлагаемое тематическое поле набором релевантных терминов, упорядоченных на основе представлений испытуемых о первичной семантике слов, выдаваемых ими в качестве ответа на задание.