Анализ результатов

В целом анализ результатов позволяет сделать вывод о том, что ведущим компонентом осознаваемых представлений о главном в содержании учебного материала, складывающихся у учащихся к началу обучения в вузе, являются формальные признаки элементов учебного материала, усвоение которых в наиболее явной форме контролируется извне в типичной ситуации обучения в средней школе. Ориентировка на эти признаки в значительной степени определяет дифференциацию главного и второстепенного в содержании изучаемого материала. Хотя содержание реальной ориентировки первокурсников при выделении главного, очевидно, не ограничивается их сознательными представлениями и в известной мере отражает некоторые существенные элементы собственно научного знания, сколько-нибудь развитая рефлексия последних в их отличительных характеристиках и системе у первокурсников отсутствует.

Поэтому в системе обучения в вузе должна проводиться специальная работа по развитию такого важнейшего аспекта учебной деятельности, как рефлексия содержательных оснований выполнения учебных действий, которая с необходимостью включает в себя в качестве ведущего компонента осознание обобщенных характеристик содержания усваиваемого материала в соответствии с объективной структурой и свойствами тех элементов культуры, которые составляют содержание учебного материала.