Научная рефлексия

Огромное разнообразие трудностей характерно для научной рефлексии. Это трудности совершенно особого рода, отличные от тех, которые преодолевают ученые в своей предметной работе. В сфере рефлексии, когда объектом внимания ученого становятся он сам, его исследовательский процесс, состояние его науки или ее перспективы, он сталкивается с необычной для себя ситуацией, в которой уже не может чувствовать себя специалистом. Лишь до первого серьезного затруднения в размышлении о своей работе он считает, что лучше кого бы то ни было знает, как и почему его коллеги и он сам действуют в науке. Лишь на первый взгляд представляется ученому, что исследовательский процесс в его сфере знать детально можно только «изнутри» науки. Не случайно Эйнштейн говорил о том, что не следует спрашивать у физика, как он работает, а лучше посмотреть на его работу со стороны. Осуществляя рефлексию, ученый быстро обнаруживает, что он лишен своих привычных средств, ибо обычно используемые им приборы, теоретический аппарат и основные понятия уже не работают, поскольку объект его рефлексии имеет совершенно иную природу, чем объект его профессионального внимания. Читайте так же: как самой подстричь челку.

Чем больших высот достигает научная рефлексия, тем большие трудности она встречает на своем пути. «Теоретическая рефлексия над наукой,— пишет В. А. Лекторский,— в той мере, в какой она обращается к исследованию все более глубоких оснований научно-теоретического знания, не может не приобретать философского, теоретико-познавательного характера, не может не касаться фундаментальных гносеологических проблем относительно природы познаваемой реальности, взаимоотношения субъекта и объекта, характера научного знания» . Именно в этой области ученый, не будучи специалистом-гносеологом, испытывает наибольшие трудности в своем рефлексивном анализе и нуждается в помощи философа-профессиоиала. Эта помощь должна быть корректной, и поэтому она должна опираться на богатое и конкретное знание деталей функционирования отдельных рефлексивных механизмов современной науки.

Одним из примеров таких рефлексивных механизмов является классификационная проблема. Это одна из наиболее острых методологических проблем современной науки. Ее обсуждению посвящены многочисленные конференции, литература по вопросам классификации насчитывает десятки тысяч публикаций, тысячи работ целиком посвящены классификационной проблеме. В петрографии, тектонике, стратиграфии, в структурной и динамической геологии, в геоморфологии, ландшафтоведении, почвоведении, климатологии, геоботанике и других науках на протяжении многих лет обсуждается широкий круг вопросов, связанных с классификацией.