Рефлексия является необходимой компонентой всякого развитого духовного производства, выступая в виде особого его «измерения». Наличием в культуре данного измерения обусловлено существование философии как особой формы общественного сознания. Специфика философии, ее предмета в конечном счете и сводится к тому, что рефлексия и рефлектирование становятся для нее основным содержанием и целью. Для «философского сознания», подчеркивал К. Маркс, «постигающее в понятиях мышление есть действительный человек и поэтому только постигнутый в понятиях мир как таковой есть действительный мир» .
Поскольку, таким образом, исходным пунктом рефлексии выступает внутренний опыт, или, говоря словами Гегеля, «непосредственное и рассуждающее сознание» , постольку в актах рефлексии сознание «встречается» непосредственно с сознанием. Ситуация эта существенно отлична от той, с которой сталкивается собственно научный анализ явлений сознания, что в конечном счете и находит отражение в категории идеального. Для рефлексии феномены, с которыми она имеет дело, идеальны, ибо здесь имеет место отношение, не имеющее вещных форм. Вместе с тем данное отношение вполне реально, хотя и не дано исследователю тем же образом, каким для него репрезентируются физические, биологические и тому подобные процессы. Читайте так же: как научиться целоваться в засос.
Что же касается объективности «идеальной формы», то в представлениях этого рода находит выражение характерный для рефлексии способ восприятия действия интерсубъективных социокультурных механизмов, существованием которых обусловлено само функционирование и развитие сот — знания и мышления. Относительно рефлексии они приобретают вид логики, законы которой хотя и не зависят от рефлектирования, но только в рефлексии человеку и даны, почему и воспринимаются как феномены особой идеальной природы. С точки же зрения практики и научного познания указанные явления могут быть зафиксированы как социальные силы, социальные отношения, которым качество материальности присуще не в меньшей мере, чем природным процессам.
Между прочим, объективный идеализм сплошь и рядом дает вполне адекватное рефлексивное изображение действия социокультурных механизмов. Его принципиальная ограниченность заключается, однако, в том, что рефлексивная позиция утверждается им как единственно возможная.