Изучение рефлексии

Отмеченные положения о строении операции означения позволяют психологически рассмотреть те структуры, которые мы называем рефлексивными. При реализации в психологическом исследовании рефлексии приведенных положений Л. С. Выготского не имеет смысла представлять дело так, будто «рефлексивный уровень» — это «наблюдение» над предметным и операциональным, т. е. предметные преобразования становятся объектами работы, но при этом остаются такими, какими они й были,— в них самих ничего не меняется, а если и меняется, то дело не столько в их изменении, сколько в «наблюдении» за ними. Если следовать логике Л. С. Выготского, то рефлексия в первую очередь проявляется в том, что коренным образом меняется структура самого действия с предметами. В «точке наблюдения» за действием меняется само действие — объект наблюдения. Само предметное действие становится рефлексивным. Оно теперь осуществляется в другом пространстве — работает не с вещами, а со «смысловым полем» — пространством возможно-стей действия, т. е. работает с пространственно представленными возможностями своего осуществления. Переход к такому типу ориентации действия открывает одно из возможных направлений Психологического изучения рефлексии.

Подходы к решению этого вопроса мы пытались построить на материале решения так называемых «задач на соображение». Решение таких задач является традиционным объектом психологического исследования, а в последнее время и материалом, на котором исследуется рефлексия.

Методом нашего исследования было знаковое опосредствование решения задачи, т. е. мы продолжали линию исследований Л. С. Выготского. С помощью знаковой формы мы представляли отношение данных и требуемого задачи. Знак был тем предметом, в котором соотносились данные и требования, т. е. данные рассматривались под углом зрения требуемого, а требуемое — под углом зрения данного. Здесь необходимо подчеркнуть два момента. Во-первых, в знаке предметную форму принимало отношение, и, во-вторых, оно принимало предметную форму. Действия с таким предметом, который выражает отношение, и являются рефлексивными.