Рефлексивная картина

Рассмотрим второй аспект. Анализируя науку как один из видов систем с рефлексией, М. А. Розов показывает, что такие системы имеют тенденцию «ассимилировать» того, кто их изучает. Для того чтобы избежать такой ассимиляции, необходим отказ от использования языка рефлексии при описании познания. М. А. Розов показывает, что такой отказ означает для гносеологии довольно сильное требование коренного пересмотра почти всей системы терминов и понятий, которыми она до сих пор пользовалась, ибо большинство этих понятий, такие как абстракция, моделирование, эксперимент, обобщение и т. п., формировалось именно в ходе рефлексивного осознания исследователем своей работы, т. е. представляет собой элементы той или иной рефлексивной картины познания, характерной для определенного этапа ее развития.

Элементом этой рефлексивной картины является и традиционное представление о структуре науки как совокупности таких элементов, как объект, задачи, средства и методы исследования, продукт. Не распознав рефлексивный характер этого представления о науке, я оказалась «в плену» рефлексии при написании кандидатской диссертации, утверждая, что обсуждение проблемы предмета ученым-иссле — дователем есть не что иное, как форма осознания им структуры своей науки. Именно рассматривая ту или иную науку в целом, науку как некоторое сложное образование, исследователи и вынуждены обсуждать вопросы о задачах, методах, об объектах, о связи между различными областями знания, а также о месте одной науки среди других.

В этой работе при анализе проблемы предмета как проблемы научной рефлексии было обнаружено практически полное совпадение содержания реальных споров, дискуссий и обсуждений в связи с проблемой предмета науки и содержания тех философских и методологических работ, в которых обсуждается структура науки. И в том, и в другом случае, как правило, речь идет об объектах, задачах, о методах, о теоретических схемах и т. п., т. е. об элементах структуры науки. Но, как справедливо показывает Б. С. Митрофанов, понятия «объект», «метод» 2 «задача», «средства» 2 на базе ко торых строится представление о структуре науки, сами являются рефлексивными, они, в свою очередь, раньше были заимствованы у рефлексии представителями философии и только приведены последними в некоторую систему.