Логико-психологический анализ

В основу экспериментальной методики нами положен класс задач на построение траектории сложного движения. Логико-психологический анализ этого класса задач показал, что содержанием любой задачи на построение гладкой кривой является отношение двух независимых перемещений. Это отношение выступает в виде связи двух простых движений, которая характеризуется наложением движений при произвольном изменении параметров каждого простого движения. Основу общего способа решения данного класса задач составляет связывание двух операций, которое определяет структуру действия, адекватного содержанию задачи.

Для проведения диагностики уровней развития рефлексии у детей в условиях организации совместного действия нами была создана методика, которая реализована на специальной телеустаиовке. Установка включала дисплей и записывающее устройство. На экране дисплея испытуемые имели возможность передвигать световое пятно с помощью двух ручек. Одна из них передвигала пятно по горизонтали, другая — по вертикали. Одновременное вращение ручек прибора позволяло передвигать пятно по любой траектории. Записывающее устройство фиксировало весь процесс формирования траектории пятна. В методику вошло восемь заданий. Суть заданий заключалась в том, что паре испытуемых предлагалось провести световое пятно на телеэкране по заданной заранее траектории. Траектория предполагаемого движения светового пятна выступает в этом случае как предметно представленный способ координации индивидуальных действий в совместном. А сам способ решения заданий данного класса выступает для участников коллективной работы как поиск соотношения между предметными и операциональными структурами действия. Все задания начинались с требования провести световое пятно по прямой линии 00′, начерченной на экране. Прямая 00′ расположена под углом к координатным осям. Движение светового пятна вдоль этой прямой возможно только при одновременной работе обоих испытуемых, для которых прямая выступает в качестве образца будущего движения. На этом участке траектории складывается определенный способ координации индивидуальных операций в совместном действии. Умение координировать индивидуальные действия в совместном для нас выступает как исходный уровень обучения обобщенному способу решения двигательных задач в условиях коллективно-распределенной деятельности.