Получение эмпирических данных

В соответствии с этим одной из задач нашего исследования являлось получение эмпирических данных об особенностях осознаваемых представлений студентов об учебной деятельности. Для ее решения использовался опрос с элементами клинической беседы. Согласно инструкции, испытуемых просили максимально подробно описать свою деятельность в ситуации усвоения учебного материала. По материалам письменного опроса определялась схема беседы с каждым испытуемым. Задававшиеся экспериментатором вопросы носили уточняющий, конкретизирующий характер и были направлены на выявление оснований описываемых студентами действий и операций. Например, если испытуемый отмечал, что при работе с учебным материалом он делит его на смысловые части, устанавливает связи между этими частями, выделяет главную мысль, то в последующей беседе его просили пояснить, как именно он осуществляет эти процедуры, существует ли какой-либо принцип деления, на какие признаки учебного материала он при этом ориентируется, как отличает главное от второстепенного и т. д. Если испытуемый не мог сформулировать свой ответ в обобщенной форме, то его просили дать соответствующие пояснения на примере работы с каким-либо конкретным материалом. Изучаемые параметры осознаваемых представлений студентов об учебной деятельности оценивались через соотнесение данных, полученных в результате опросов испытуемых, с нормативными представлениями о структуре и содержании учебной деятельности.

Как показали результаты проведенного исследования, студенты-первокурсники имеют относительно полное представление об основных учебных действиях, в целом соответствующее нормативному описанию макроструктуры учебной деятельности. Данные вербальных опросов, касающиеся способов и приемов учебной работы, свидетельствуют о наличии у студентов представлений не только об общей структуре учебной деятельности, но и о некоторой, хотя и весьма неполной, дифференциации компонентов, образующих последующие уровни в иерархии деятельности учения, например: «Сначала я устанавливаю общий смысл текста, не читая разделы, написанные мелким шрифтом, затем пытаюсь вникнуть в суть каждой фразы и установить ее значение для всего куска» или «…Читаю текст несколько раз, выбираю самые важные положения и кратко описываю их. Для уверенности пересказываю материал, мысленно представляя свои записи».