Top.Mail.Ru
Учебный предмет — TechLetter

Учебный предмет

Учебный предмет

Характерной для первокурсников особенностью осознаваемых представлений об учебной деятельности является их слитность с содержанием конкретного учебного материала и ситуацией его усвоения, так что задача описания основных способов учения безотносительно к предметной области освоения знаний вызывает у многих студентов существенные затруднения. Об этом свидетельствуют как характер принятия первокурсниками исходной инструкции, так и ответы на уточняющие вопросы. В частности, указать какие-то ориентиры, позволяющие осуществить смысловой анализ текста, многие студенты могут только применительно к содержанию отдельного учебного предмета или цикла учебных дисциплин: «…как происходит выделение главного, я могу объяснить только в каком-то конкретном случае. Вот так абстрактно пояснить, по каким признакам я выделяю,,основные посту — латы“ в тексте, я не могу». Иными словами, для большинства учащихся обобщение способов учения доступно лишь на уровне определенного цикла дисциплин или отдельного учебного предмета.

Как свидетельствуют полученные данные, конкретное содержание способов и приемов учебной работы в форме сколько-йибудь разверйутого й целостного алгоритма соответствующих действий и операций студентами, как правило, не осознается. Многие из них вообще не могут как-либо раскрыть содержание указываемых приемов, например пояснить, на какие признаки учебного материала они ориентируются, осуществляя выделение его отдельных смысловых частей, дифференциацию главного и второстепенного и т. п. Ответы на вопросы такого рода часто сводятся к простому переименованию, причем их тавтологическрш характер студентами даже не осознается. Если же какие-либо основания действий и указываются, то это обычно внешне заданные в самом тексте или преподавателем ориентиры: система расчленений текста на параграфы, подпараграфы, абзацы; специальные слова и обороты речи ; наличие курсива или петита; поставленные к занятию вопросы: «при чтении обращаю внимание на то, о чем говорил преподаватель на лекции», «отмечаю самое главное — текст, напечатанный в учебнике курсивом, а сам выделить главное не могу».