В настоящем сборнике представлены статьи, авторы которых работают в русле проблематики рефлексии и находятся на различных методических и предметных позициях. В связи с отмеченными различиями необходимо было решить вопрос об основаниях группировки публикуемых статей. Предпочтение было отдано предметному основанию, в соответствии с которым выделены пять разделов, объединяющих работы, относящиеся к родственной проблематике. В первом разделе помещены статьи, посвященные вопросам гносеологического исследования рефлексии. Работы, в которых исследуются психологические механизмы рефлексии, сгруппированы во втором разделе. Третий раздел объединяет статьи, посвященные вопросам рефлексии в практике учебной деятельности. Проблематика рефлексии, вырастающая на почве опыта научных исследований и связанная с их усовершенствованием, анализируется в статьях четвертого раздела. В пятом разделе помещены статьи, в которых проблемы рефлексии формулируются и анализируются на почве развития различных явлений культуры.
Задача данной статьи — охарактеризовать две альтернативные тенденции в изучении работы сознания, первая из которых ориентируется на модель рефлексии, а вторая — на модель понимания. Эти две традиции нельзя представлять как классическую и постклассическую, ибо они сосуществовали в истории философии. С достаточной долей условности их можно назвать соответственно трансценденталистской и герменевтико-экзистенциальной.