Top.Mail.Ru
Объект исследования — TechLetter

Объект исследования

Объект исследования

Обсуждение и решение проблем предмета конкретных наук самими представителями этих наук обычно относят к сфере научной рефлексии, где ученый смотрит на свою науку как бы со стороны. Существенно, что он при этом уже не может воспользоваться теми средствами, с помощью которых он обычно работает, ибо у него при этом совсем другой объект исследования — сама наука, специфика ее познавательной деятельности. Как показывает С. С. Розова, находясь в позиции научной рефлексии, ученый хотя и не располагает специально-научными нормативами, тем не менее он может воспользоваться всем набором философских категорий, концепциями науки, разработанными гносеологией, а также представлениями из общей и частной методологии науки. Однако в том частном случае рефлексии, который рассматривается в данной статье, т. е. при рассмотрении проблемы предмета, исследователи, скорее всего, действуют по аналогии, используют опыт других наук, т. е. поступают так, как поступали до них в других аналогичных случаях. Это происходит не столько потому, что в гносеологии не систематизированы представления о предмете науки, о типах наук, сколько потому, что в очень многих случаях ученые действуют в рамках традиций, в силу чего им оказывается достаточно образца определения предмета, и проблема состоит только в том, чтобы удачно выбрать образец для подражания.

Отношение гносеологии к рефлексии многопланово. Назовем три аспекта, которые и будут представлены в данной статье. Во-первых, гносеология может изучать деятельность определения предметов наук как сферу рефлексии, выявляя и описывая содержание рефлексии, а также те ситуации, в которых возникают рефлексивные проблемы. Во-вторых, можно изучать рефлексию как элемент более широкого целого — науки как системы с рефлексией, отличая при этом те представления о науках и их предметах, которые строят представители конкретных наук, от картины науки, которая разрабатывается в гносеологии. Можно, в-третьих, не просто описывать рефлексию, но и поставить вопрос об использовании рефлексии как источника эмпирического материала для гносеологии.