Внешние ориентиры

На втором этапе исследования мы использовали разработанную ранее экспериментальную ситуацию из двух частей. В первой части этой ситуации испытуемому предлагалось решить три задачи, относящиеся к двум классам. Во второй части после успешного решения задач их предлагалось сгруппировать, обобщить. Если испытуемый объединял задачи на основе сходства и внешних особенностей их условий или, наоборот, считал все задачи разными на основе различий этих внешних особенностей, то считалось, что он указывал на внешние ориентиры своих действий. Это рассматривалось как свидетельство функционирования при решении задач формальной рефлексии, рассмотрения внешних оснований своего действия. Если же испытуемый объединял задачи на основе принадлежности их к одному классу, обосновывая это тем, что они решаются одним способом, то считалось, что он указывал на внутренние ориентиры своего действия, существенные основания. Это было свидетельством функционирования содержательной рефлексии при решении данных задач, рассмотрения исходных отношений, определяющих построение успешного действия.

В качестве конкретной методики применялась усложненная модификация задач «взаимной перестановки знаков», разработанных ранее. В результате индивидуальных экспериментов было установлено, что функционирование содержательной рефлексии при решении этих задач имело место у 24,8% испытуемых. У остальных школьников при решении этих задач функционировала формальная рефлексия.

Анализ результатов решения задач но обеим методикам позволил установить следующее. Во-первых, не все школьники, продемонстрировавшие при решении задач «игры в повтор» целостное планирование, осуществили при решении задач методики «взаимная перестановка знаков» содержательную рефлексию. Во-вторых, все школьники, продемонстрировавшие при решении задач «игры в повтор» частичное планирование, осуществили затем формальную рефлексию. В-третьих, все школьники, осуществившие содержательную рефлексию, имели целостный уровень сформированное внутреннего плана действий. В-четвертых, часть школьников, продемонстрировавших целостное планирование, осуществила формальную рефлексию и соответственно часть школьников, осуществивших формальную рефлексию, продемонстрировала целостное планирование.