Предметно-практическое отношение человека

Познавательное и предметно-практическое отношение человека к действительности представляет собой диалектическое единство, при этом первый тип отношения не тождественен науке, а второй — практике. Познавательное и предметно-практическое отношение все в большей степени становится внутренне противоречивым единством как научной, так и практической деятельности. При этом предметно-практическое отношение человека к действительности в рамках науки проявляется, в частности, в разработке ею научно обоснованных методов практической деятельности.

В рамках философской рефлексии возрастание значения практической функции научного знания приводит к выработке соответствующих~методологических средств анализа данного феномена. Исследование «внешней» функции научного знания приобретает все большую актуальность, причем для характеристики ее используются различные термины: «регулятивный» , «прикладной», «технологический», «инженерный» и т. п. В последнее время технологическое, инженерное знание начинает выделяться не только в технических, но и в естественных и даже общественных науках. Несмотря на терминологическое различие, речь фактически идет об одном — о поиске «связующего звена» между научной и практической деятельностью, о разработке принципов «перевода», трансляции научных знаний в программы практической деятельности. В этом смысле и в медицине как науке может быть выделен слой технологического знания, «переводящего» познанные закономерности нормальной и патологической жизнедеятельности человека в закономерности врачебной деятельности.