Превращение знаний в информацию

Хотя превращение знаний в информацию является необходимым для их общественного использования, эта операция связана с неминуемым искажением этих знаний, потерей важных смысловых «обертонов». По существу, между знанием, которым владеет человек и которое включает интуитивные представления о предмете, и информацией, зафиксированной в материальном носителе, зияет пропасть. Эту пропасть приходится преодолевать как при попытках представить знания в форме информационных моделей, так и при попытках извлечь из этих моделей некие знания. По сути это не столько извлечение знаний, сколько их воссоздание. Информатика как раз и занимается изучением средств «сооружать мосты» над пропастью между знанием и информацией, т. е. между пользователями и инфосредой.

Первый уровень рефлексии в данной ситуации состоит в осознании используемых средств коммуникации. Одним из элементов этой рефлексии является явная формулировка семантических отношений в используемом тезаурусе. Второй уровень рефлексии состоит в осознании отношения собственных средств коммуникации со средствами, заложенными в ЭВМ программистом. Третий уровень — в осознании представлений программиста и проектировщика машинных средств коммуникации о пользователях. Переход на этот уровень дает возможность сознательно использовать те средства ЭВМ, которые заложены в нее исходя из интересов пользователя в том виде, как их представляли себе создатели программно-лингвистического обеспечения ЭВМ. Разумеется, у пользователя есть возможность переходить и на более высокие уровни рефлексии. Точно так же и проектировщик может отрефлектировать не только интересы и коммуникационные возможности пользователя, но и его способность осознать намерения проектировщиков и воспользоваться ими.