Диагностические задания

На следующем этапе эксперимента необходимо было выяснить, какой тип ориентации партнеров по взаимодействию реализуется в их совместной деятельности: направленность на предметный образец или на способ его построения. Все пары испытуемых выполнили серии диагностических заданий, в которых постепенно усложнялись экспериментальные условия совместной работы испытуемых и требовалась все более устойчивая и целенаправленная ориентировка на способ связывания индивидуальных операций при совместном построении траектории движения светового пятна.

В заданиях второй группы, диагностирующих умение сохранять сформированный способ координации, при переходе к условиям, не позволяющим непосредственно соотносить предметный и операциональный планы взаимодействия, сохранить способ координации индивидуальных действий в совместном, сложившийся при наличии такой возможности, смогли лишь те пары испытуемых, которые учитывали не только внешние свойства образца движения, но и способ его построения. Таких испытуемых оказалось 90% в старшей и 38% в младшей возрастных группах. Эти пары отнесены нами ко второму уровню сформированности обобщенного способа решения данных задач.

В эффективных решениях линии траекторий при переходе в затемненную. зону экрана сохраняют прямолинейность и заданное направление. В неэффективных решениях выстраиваемая траектория при продолжении ее в закрытую зону экрана меняет свое направление, как бы «съезжает» вверх или вниз от требуемой линии. В других случаях неэффективных решений при переходе в закрытую зону экрана совместная работа распадается и наклонная по отношению к осям координат траектория движения пятна, построенная на открытом участке, в закрытой зоне работы либо переходит в линию, параллельную какой-либо одной оси, либо превращается в неопределенно направленную извилистую траекторию. Следует отметить, что наиболее эффективно сохраняли сложившийся способ координации при переходе в закрытую зону те партнеры, которые устойчиво координировали свои действия и в открытой зоне во всех вариациях эксперимента. Выявив те пары испытуемых, которые владеют исходным уровнем координирования индивидуальных действий в совместном и Умеют сохранять сложившийся способ координации в усложненных условиях работы без опоры на непосредственный зрительный контроль процесса построения траектории, мы поставили задачу проверить их способность перестраивать способ координации при изменении предметных и операциональных характеристик совместного действия.