Направления работы

Выделить основные направления работы — практической, конструкторской, исследовательской — по проблематике рефлексии не так-то просто. Отнюдь не очевидна, да и не была предметом специального обсуждения, совокупность принципов такого выделения. Непосредственный же перенос отработанных структур обзорных статей по имеющимся публикациям для указанной цели непригоден, поскольку приводит к серьезным искажениям. Ориентация на публикации, в которых используется термин «рефлексия», причем преимущественно в названии работы, автоматически исключает все другие, порою более существенные формы анализа проблематики рефлексии, прежде всего различные формы коллективного обсуждения: научно-методологические семинары и конференции, симпозиумы и т. д. При таком подходе из поля зрения выпадают диссертационные исследования, научные отчеты, различные рукописные материалы и др. В итоге получается неполная и антиисторичная картина состояния исследований; хороший пример тому — единственная, насколько нам известно, обзорная работа по тематике «рефлексия».

Естествен вопрос: возможны ли другие способы фиксации направлений, в которых ведется разработка по данной тематике? С нашей точки зрения, для этой цели гораздо лучше подходит другая схема: обрисовка ситуации в науке — описание путей воздействия на нее — появление новой ситуации. В данной статье рассматриваются три обобщенные ситуации: прошлая, датируемая концом семидесятых годов, настоящая и прогнозируемая будущая. Соответственно описываются три перехода, приводящие к этим ситуациям. В рамках последнего из них намечаются возможные направления изучения рефлексии. Разумеется, ограниченный объем статьи позволяет выделить лишь общие контуры затрагиваемого содержания.