Железнодорожный транспорт

На железнодорожном транспорте изучаются факторы труда, вызывающие нервно-эмоциональное напряжение у машинистов пригородных поездов, маневровых диспетчеров. Большую роль в изменениях здоровья и работоспособности машинистов играют условия и характер труда. Ранние функциональные нарушения, характерные для донозо — логических состояний, выявляются уже в первые годы поездной работы.

Эксплуатация технологического оборудования и подвижного состава при ремонтных, путевых работах сопровождается высоким пылеобразованием, выделением различных химических веществ, генерацией шума, вибрацией, физическими и нервноэмоциональными нагрузками, неблагоприятным микроклиматическим воздействием, дефицитом времени, гиподинамией, монотонней, частой сменой временных и климатических поясов, которые могут служить провоцирующими обстоятельствами развития утомления. Поездной диспетчер и машинист локомотива, играющие важную роль в перевозочном процессе, являются первыми «заложниками стресса». В условиях напряжения адаптационных механизмов и их относительной недостаточности развиваются вегетативная дистония, гипертоническая болезнь, неврозы и психогении.

Воздействие на организм неблагоприятных социально — экономических, экологических и производственных факторов обусловливает необходимость определения уровня физических и психологических резервов в здоровье человека. В системе мероприятии по обеспечению безопасности движения эффективный контроль за текущим функциональным состоянием машиниста локомотива занимает одно из важнейших мест.