Диагностический прием

Далее в заданиях предлагалось вывести световое пятно в заданную точку 0″, лежащую на прямой 00′, в условиях, когда связь испытуемых с образцом движения отсутствует. Для создания соответствующих условий часть траектории затемнялась. Так проверялась возможность испытуемых сохранить тот способ координации индивидуальных действий в совместном, который ими установлен на светлом участке экрана, т. е. в условиях, когда был возможен анализ соответствия операциональных характеристик действия его предметным характеристикам. Этот диагностический прием позволяет выделить группу испытуемых, которые в процессе поиска решения ориентируются на предметные характеристики образца движения и не анализируют сам способ связывания индивидуальных операций. Совместное действие таких пар распадается, как только они теряют связь с образцом движения. Тех детей, которые сохраняют в темной зоне сложившийся способ координации индивидуальных действий, имеет смысл проверить на способность перестраивать этот способ в зависимости от изменений операциональных и предметных характеристик действия. С этой целью мы использовали прием изменения вкладов, который заключался в следующем. При решении задачи, где необходимо провести прямую под углом 45° к осям координат, вклады участников коллективного действия одинаковы, что выражается в одинаковой скорости вращения ручек прибора. Если же световое пятно необходимо перемещать под углом 20° к оси ОХ, то вклады испытуемых в совместное действие различны, а именно один из них должен вращать ручку прибора почти в три раза быстрее другого. Такие изменения в операциональных характеристиках совместного действия требуют перестройки способа координации индивидуальных действий испытуемых в совместном действии. В этом случае диагностич — ным будет переход от задания с одним распределением вкладов к аналогичному заданию, но с другим распределением вкладов.