Далее в заданиях предлагалось вывести световое пятно в заданную точку 0″, лежащую на прямой 00′, в условиях, когда связь испытуемых с образцом движения отсутствует. Для создания соответствующих условий часть траектории затемнялась. Так проверялась возможность испытуемых сохранить тот способ координации индивидуальных действий в совместном, который ими установлен на светлом участке экрана, т. е. в условиях, когда был возможен анализ соответствия операциональных характеристик действия его предметным характеристикам. Этот диагностический прием позволяет выделить группу испытуемых, которые в процессе поиска решения ориентируются на предметные характеристики образца движения и не анализируют сам способ связывания индивидуальных операций. Совместное действие таких пар распадается, как только они теряют связь с образцом движения. Тех детей, которые сохраняют в темной зоне сложившийся способ координации индивидуальных действий, имеет смысл проверить на способность перестраивать этот способ в зависимости от изменений операциональных и предметных характеристик действия. С этой целью мы использовали прием изменения вкладов, который заключался в следующем. При решении задачи, где необходимо провести прямую под углом 45° к осям координат, вклады участников коллективного действия одинаковы, что выражается в одинаковой скорости вращения ручек прибора. Если же световое пятно необходимо перемещать под углом 20° к оси ОХ, то вклады испытуемых в совместное действие различны, а именно один из них должен вращать ручку прибора почти в три раза быстрее другого. Такие изменения в операциональных характеристиках совместного действия требуют перестройки способа координации индивидуальных действий испытуемых в совместном действии. В этом случае диагностич — ным будет переход от задания с одним распределением вкладов к аналогичному заданию, но с другим распределением вкладов.
Related Posts
Логико-психологический анализ
- techletter
- 05.10.2024
- 0
В основу экспериментальной методики нами положен класс задач на построение траектории сложного движения. Логико-психологический анализ этого класса задач показал, что содержанием любой задачи на построение […]
Отечественная литература
- techletter
- 16.09.2024
- 0
Термин «рефлексия» в отечественной литературе впервые начал использоваться в 30—40-х годах прошлого века. Связано это было с распространением идей классиков немецкой философии. Так, В. Г. […]
Превращение знаний в информацию
- techletter
- 10.10.2024
- 0
Хотя превращение знаний в информацию является необходимым для их общественного использования, эта операция связана с неминуемым искажением этих знаний, потерей важных смысловых «обертонов». По существу, […]