Непосредственно связан с вопросом о человеческом факторе и роли рефлексии в социальном прогнозе вопрос о сущности социальной проблемы как таковой, методологии и методике ее вычленения и решения. Состояние объекта, которое мы метафорически можем назвать «связкой», «пучком», «клубком», существует как бы независимо от субъекта. Тем не менее характер проблемы явление принимает, во-первых, когда возникает «стрессовое» состояние в самом объекте а во-вторых, когда око воспринимается как нечто не поддающееся управлению и контролю. В этом случае рефлексия выступает как переживание дискомфорта разной степени интенсивности: от тревоги до паники. Однако на этой фазе проблема, будучи несформулированной, остается переживанием, не поддающимся контролю из-за отсутствия «понимания» ее социальным агентом, невозможности определения альтернатив развития процесса и выбора средств для овладения проблемной ситуацией.
Проблема, как нечто «запутанное», но все-таки имеющее границы, определяется на ступени рационального рефлексирования и сначала «понимается» как таковая. При этом следует отметить, что «понимание», с нашей точки зрения, есть процесс необходимый и для естественно-научного, и для прогностического познания, и для художественного творчества. «Понимание» выступает как осознание наличия некоей проблемной ситуации, «схватывание» ее и отнесение к определенной парадигме. Большую роль здесь играет интуитивное «проникновение» в объективную ситуацию. Важно отметить, что проблема не может являться чем-то абсолютно новым, так как в этом случае она просто «выпадает» из когнитивного процесса и вызывает у реципиента только эмоциональное переживание в виде хаоса, ступора или паники либо остается просто на уровне «информационного шума». «Понимание» проблемы в социальном прогнозировании означает не только рефлексию к известным парадигмам, но и «схватывание» ее как целого, имеющего границы и некие связи с «известным». На этой ступени рефлексии важно интуитивное обращение к «известному», и чем более «предельное» глубинное состояние рефлектируется, тем лучше «схватывается» проблема в отсутствие очевидного или возможного аналога. При этом, однако, хотелось бы отметить различный характер «понимания» в зависимости от того, осуществляется ли рефлектирование в научную или ценностную парадигму.