Сходные следствия

Метод направленного эксперимента. В результате эксперимента можно с удовлетворительной степенью достоверности установить состав и, быть может, структуру объекта, если он представлен частично, но едва ли можно сказать что-либо определенное о его функциях, если, конечно, они не были известны изначально. В ситуациях, когда объекты представлены лишь своими следствиями, метод эксперимента малопригоден. Даже если и удается экспериментальным путем вызвать сходные следствия, это еще не значит, что причины, вызывающие подобные явления, тождественны. Именно поэтому историки с большим сомнением относятся к возможности эксперимента в историческом познании. Если известны лишь функции объекта, то с помощью эксперимента можно добиться того, чтобы максимально полезно использовать имеющиеся проявления объекта, но в сущность его мы таким способом не проникнем.

И наконец, в случаях теоретического расчета предполагаемого объекта, так называемых «открытий на кончике пера», метод направленного эксперимента приобретает несколько иной характер. С уровня эмпирического познания совершается переход на теоретический уровень, где эксперимент становится мысленным и смыкается с гипотети — ко-дедуктивным методом. В таком виде он, безусловно, играет существенную роль для формирования теоретического обоснования существования объекта.

Метод моделирования. Этот метод предполагает создание модели, адекватной либо самому объекту в целом, либо отдельным его сторонам. При этом сведения, полученные с помощью модели, экстраполируются на сам объект.