Современная ситуация

Сказанного достаточно для следующего простого вывода: современная ситуация в отношении рефлексии не только значительно шире и богаче предыдущей, но и несравненно сложнее. Если первую в основном можно было бы охарактеризовать как начавшуюся борьбу за рефлексию, то нынешнюю — как подготовку к борьбе внутри нее. Такая характеристика, может быть, кого-то и покоробит, с нашей же точки зрения, для действительного развития проблематики лучшего нельзя и пожелать.

Сделанным прогнозом определяется наше понимание текущих направлений изучения рефлексии. С развиваемой точки зрения они не могут быть определены тематическим, дисциплинарным или каким-нибудь другим подобным образом. Действительные направления изучения чего-либо определяются точками роста, развития изучаемого, а это — точки столкновения, борьбы. Борьба за утверждение тематики рефлексии затушевывала различие действующих сил, описанных нами выше. Каждая из них действовала против своих оппонентов из не признающей рефлексию «половины», беря остальных в союзники или, по крайней мере, относясь к ним нейтрально. Достижение общей цели неизбежно должно nppi — вести к поляризации, к столкновению «внутри рефлексии». Можно предположить наличие трех областей пересечения : методологической, практической и теоретической. Порядок их пересечения для нас не случаен. В другой традиции он может быть иным.

В методологическом аспекте, на наш взгляд, ключевым является вопрос о месте, роли и функции рефлексии в целостной мыследеятельности. В его решении уже сейчас намечается ряд оппозиций. Перечислим некоторые из них. Во-первых, это оппозиция к самой такой постановке вопроса, представление, прямо не высказываемое, но тем не менее реально четко проводимое на практике, когда рефлексия изучается как бы сама по себе, в отрыве от других составляющих мыследеятельности. Ее функции и роль выводятся как бы из самой сущности рефлексии как таковой, рефлексия при этом нату — рализируется, «овеществляется» в качестве особого естественно протекающего в мышлении процесса. Во-вторых, противопоставление одного многому, вытекающее из первой указанной оппозиции.