Традиционная установка научных работников на то, что поиск тематической информации является некоторым предварительным, рутинным этапом обеспечения научной деятельности, постепенно сменяется установкой, требующей относиться к поиску информации как к исследовательскому предприятию по добыванию в информационной среде средств воссоздания знаний, представляющих реальную ценность для выполняемой научной деятельности. Осуществление этого предприятия требует не только информации или знаний об информационной среде и необходимых знаниях, но и ценностного отношения к знанию. Поведению пользователя в информационной среде оказываются свойственны все сложности человеческого поведения в условиях, требующих творческого отношения к деятельности. Изучение такого поведения должно основываться на общих принципах изучения систем с рефлексией. М. А. Розов отметил, что для изучения таких систем надо: 1) установить объективные характеристики поведения; 2) установить, как поведение системы отражается в ее рефлексии; 3) установить, как эта рефлексия влияет на поведение системы.
В приложении к системе «ученый — информационная среда» эта программа включает как чисто науковедческие, так и психологические моменты. Первый из трех вопросов состоит в том, чтобы изучить, на какие знания реально опирается ученый в своей исследовательской деятельности. В эти знания, безусловно, входят постановка задачи, знание «конъюнктуры», знание о методах, о задачах, предшественниках и т. д. Необходимо подробно описать все эти виды знания и исследовать, какая часть этого знания извлекается из информации и каким способом это происходит. При этом су —
Щественно исключить все то, что не является объективно наблюдаемым фактом, а оказывается результатом отражения этого факта в сознании ученого. Мы не должны верить на слово ученому, если он утверждает, что взял постановку задачи из данной статьи или использовал метод из данного источника. Необходимо проверить наличие и доступность для ученого иных источников и фактическое сходство его действий с тем, что описано в литературе.