Экспериментальные ситуации

Применение схем в качестве средства организации и разделения действия между его участниками позволяет строить экспериментальные ситуации, в условиях которых можно, во-первых, изучать закономерности организации взрослым совместных действий детей, а также способы групповой работы самих детей; во-вторых, используя прием декомпозиции предметных и знаковых структур, фиксировать возникновение учебно-познавательных действий и их особенности. Как показал анализ, возможность такого развернутого исследования обеспечивается наличием двух различных по своим задачам, но связанных единой исследовательской целью этапов в экспериментальной ситуации. Условно эти этапы обозначены нами как учебный и диагностический. Задача первого этапа состоит в организации взрослым совместной деятельности детей в группе. На основе использования схемы действия взрослый организует общение и сотрудничество детей как процесс преобразования и анализа состояния исследуемого объекта. Задача следующего этапа состоит в диагностике появляющегося учебно-познавательного действия. Особенности этого действия изучаются путем анализа совместно выполняемых участниками проб, их предметной направленности, а также при изучении того значения, которое приобретает для детей введенная взрослым схема деятельности. Эффективность разработанных экспериментальных ситуаций для исследования генезиса учебно-познавательного действия доказана на целом ряде методик, позволяющих выделить ряд фундаментальных закономерностей организации совместных учебных действий детей.