Формы мышления

В противоположность этому традиция понимания исходит из неприятия трансцендентального субъекта, из утверждения актов коммуникации и сообщества как первичного уровня, в который вплетены когнитивные акты. Она развертывается в рамках «экзистенциального» мышления, которое не допускает разграничения явления и сущности, подлинных и превращенных форм сознания и исходит из социокультурной обусловленности как содержания, так и форм мышления.

Принципиально различным оказывается в этих двух традициях анализа сознания и отношение к языку. Традиция рефлексии основное внимание сосредоточила на выявлении идеального значения, вневременных, объективно-мыслительных структур, составляющих логику мышления. Это определяет и отношение к языку: необходимо отчленить идеальное значение от языкового выражения, «вынести за скобки» все формы объективации сознания ДЛЯ ТОХЧ), Чтобы ВЫЯВИТЬ Инвариантное идеальное значение, идею. Здесь язык и формы объективации не имеют ни регулятивного, ни конститутивного значения для анализа сознания.

В традиции понимания акцент делается на вариативности, изменчивости смысла, вплетенного в акты коммуникации, в том числе и языковой, на историчности значений и их языковых интерпретаций. Язык оказывается. изначальной характеристикой бытия человека в мире, задает горизонты смыслополагания и бытия человека.

Если традиция рефлексии обращает преимущественное внимание на смыслополагающую деятельность сознания, которая фиксируется либо в созерцании надвременных сущностей — эйдосов, либо в конституировании идеальных значений — категорий разума, то традиция понимания делает акцент на смысловыявляющей работе сознания, подчеркивая, что всякое понимание опосредовано интерпретацией, прошлые смыслы оживляются в актах интерпретации, наделяются новым смыслом, поскольку акты межличностного взаимодействия создают новые возможности для анализа прошлого.

В каждой из этих традиций анализа сознания есть свои трудности. Так, для традиции рефлексии не решен вопрос о личностном бытии, а для традиции понимания — о критерии общезначимости научных истин.