Использование категории рефлексии

Использование категории рефлексии в социально-философских исследованиях несколько необычно и нетрадиционно. Его затруднительно подтвердить ссылками на философские словари. Лишь в научных работах 60—70-х годов впервые осуществлено включение данной категории в социальнофилософский контекст, хотя уже в «Немецкой идеологии» К. Маркса и Ф. Энгельса фактически содержится представление об обществе как о системе с рефлексией.

К сожалению, социально-философское представление рефлексии не проникло пока в философские словари, где доминирует логико-гносеологическое представление рефлексии, сочетающееся часто с психологическим ее представлением. Между тем именно такое понимание рефлексии как элемента социальной системы представляет значительную ценность для исследования функционирования, воспроизводства и развития социальных систем разного типа и уровня. Рефлексивные процессы в социальных системах составляют «важнейшую компоненту» данных систем. Поэтому анализ последних без учета присущей им рефлексии представляется упрощенным, а во многих случаях заведомо ложным. На сегодня рассмотрение социальных образований в качестве систем с рефлексией нашло наиболее эффективное приложение в исследовании науки, поскольку очевидно, что наука «постоянно сама себя осознает и функционирует в соответствии с этим осознанием» .

Модель системы с рефлексией плодотворна для исследования кооперации деятельности. Практически любая кооперационная система является системой с рефлексией. В исследованииКоопераций существует много проблем, решение которых предполагает обязательное использование модели системы с рефлексией.

Следует различать два подхода к исследованию кооперации деятельности. Условно их можно обозначить как исследование внешнего и внутреннего аспектов кооперационных систем. Первый из них заключается в том, что кооперация деятельности исследуется с точки зрения ее социальных функций, роли в развитии форм социального взаимодействия, значения для исторического развития общества. Для другого подхода существенно то, как’ возможно осуществление согласованной, координированной деятельности людей,; как эта деятельность реализуется человеческим материалом, создается им и, в свою очередь, преобразует его, какова роль сознания в осуществлении этой деятельности и как оно развивается в ней. Иными словами, несколько утрируя,; можно сказать, что имеются социо — и антропоцентристский аспекты исследования кооперации, т. е. аспекты «кооперация и общество» и «кооперация и человек». Исследование второго аспекта предполагает использование модели системы с рефлексией.

При поддержке сайтов: http://technograd-spb.com и http://soccerinlife.com.