Представьте себе, что в монографии по химии вы встречаете отрывок текста такого вида: вещество X чаще всего получают путем… Дальше следует описание того, как именно получают X. Можно ли рассматривать этот отрывок как описание деятельности химика, т. е. как продукт его рефлексии,, или перед нами характеристика вещества X? Очевидно, что имеет место и первое, и второе одновременно и, более того, едва ли можно названные аспекты отделить и противопоставить друг другу. Конечно, в той же монографии по химии вы обязательно найдете отрывки из текста, где элементы рефлексивности гораздо более скрыты, завуалированы, где о деятельности ничего прямо не говорится. Может показаться, что мы, наконец, противопоставили знания о мире рефлексивным знаниям. Но это иллюзия, ибо любые знания о мире связаны в конечном итоге с человеческой практикой, с человеческой деятельностью, без этой связи они, вероятно, просто не существуют. Мы можем, например, встретить текст такого вида: Вещество X есть продукт соединения Y и Z. Казалось бы, здесь нет никакой рефлексивности, но стоит всмотреться, и словечко «продукт» покажет нам, что текст построен по образцу представления о некотором производственном акте, т. е. в неявном виде включает и рефлексивный аспект.
Иными словами, рефлектирующие системы — это не просто системы, которые описывают сами себя. Их важной особенностью является то, что они способны управлять своим поведением в соответствии с полученным описанием, способны как бы переключаться на новые механизмы управления. Мы, например, чаще всего говорим на родном языке, не пользуясь никакими правилами, опираясь только на непосредственные образцы, однако правила, если таковые сформулированы, могут, несомненно, оказывать на речевую практику существенное влияние. Могут, хотя и не всегда оказывают. Реализация этой возможности зависит от многих конкретных обстоятельств, и ниже мы скажем об этом несколько слов.
Из сказанного ясно, что рефлексивность — это относительная характеристика знания. Одно и то же знание выступает как рефлексия в одном отношении и не выступает в другом. Например, описание способа получения того или иного вещества может быть рассмотрено как рефлексия, но только в контексте его возникновения, с одной стороны, и возможностей использования — с другой. Нам важно, что такое описание есть фиксация некоторой предшествующей деятельности, производственной или экспериментальной, и что оно может быть использовано при воспроизведении этой деятельности в дальнейшем в качестве средства управления. Бессмысленно рассматривать такое описание как рефлексию в каких-либо иных контекстах.