Сферы рефлексии

Более глубокую информацию дает анализ такой сферы рефлексии, как дискуссии о предметах тех или иных наук, которые, как правило, свидетельствуют о том, что специалисты конкретных наук столкнулись с трудностями. Дискуссии показывают, что традиционные нормативы описания науки, которым обычно следовала рефлексия, почему-то не срабатывают, вероятно потому, что возникают дисциплины какого-то иного, ранее не описывавшегося рефлексией типа. Так, при обсуждении вопроса о предмете статистики спорят о том, что выступает в качестве объекта статистики, являемся ли она общественной наукой или универсальной. Обнаружили, что все содержательные результаты, которые получены с помощью использования статистического метода, являются «законной собственностью других наук», а на долю статистики остается только метод. Статистика в этом смысле совершенно не похожа на традиционные, так называемые объектные науки. Материал дискуссии заставляет сделать вывод, что статистика — наука иного типа, чем те, которые гносеология изучала традиционно, она занята не ^описанием объекта, а разработкой методов. Ее продукт, например, нельзя охарактеризовать с точки зрения истины или лжи, как это обычно делается применительно к знанию, традиционному продукту пауки. Метод может быть хорошим илиплохим, он может работать или нет, но не может быть истинным или ложным.

Статистика не одинока. Дискуссии о предметах и статусе картографии, метрологии, аналитической химии позволяют и эти дисциплины отнести к числу методических. Подчеркнем, что именно анализ дискуссий способствовал выделению и описанию класса методических наук.

Изучение психологии общения ученых с компьютерной информационной средой требует создания рефлексивных моделей когнитивных процессов. Учет рефлексии необходим для дальнейшего развития и совершенствования информационных систем и научных коммуникаций. Как отмечается в, принцип рефлексии в информационных системах следует использовать в соответствии с научными моделями когнитивных процессов. Эти процессы включают представление знания в понятиях данной науки. Поэтому особый интерес представляет изучение рефлексии ученых о понятийной структуре своей науки.

В настоящей работе предпринята попытка экспериментального изучения рефлексии психологов над понятийной структурой психологической науки путем контроля составления тезауруса или его фрагментов. Фактически изучалась рефлексия при осуществлении тезаурусной деятельности, т. е. деятельности, направленной на объективирование субъектного тезауруса науки — выявление и фиксацию ее понятийной структуры через лексику и семантические отношения, используемые в тезаурусе. Проведенное исследование нацелено на выявление уровня рефлексии у испытуемых и влияния на сам процесс рефлексии наличия у них определенной программы деятельности.