Сопоставление результативности взаимодействия партнеров

Таким образом, сопоставление результативности взаимодействия партнеров в одних и тех же парах и различных пар между собой на протяжении всего эксперимента позволяет нам четко определить у них различные уровни организации совместного действия. В нашем эксперименте высший, третий уровень организации действия выявлен у 22% пар испытуемых старшей группы, с первой попытки успешно решавших все предложенные задания и продемонстрировавших при этом умение координировать свои индивидуальные действия, сохранять и перестраивать способ координации в изменившихся условиях. Основная часть испытуемых, проявивших устойчивое умение координировать индивидуальные действия в совместном и сохранять сложившийся способ координации в новых условиях, может быть отнесена ко второму уровню организации действия. 17% пар испытуемых не поднялись выше первого уровня организации, сумев координировать свои действия только при ориентации на видимый образец при непосредственном зрительном контроле за результатом взаимодействия. Наконец, большая группа испытуемых, в основном младшей возрастной группы, демонстрирующих различный характер ориентировки взаимодействия партнеров в различных экспериментальных условиях и соответственно выполняющих задания с различной эффективностью, может быть отнесена к промежуточным уровням, переходным от первого ко второму или от второго к третьему. Полученные данные имеют важное значение для обоснования психологических механизмов организации совместных действий, связанных с кооперацией в процессе постановки и решения учебных задач. Основу этих механизмов составляет рефлексия, в силу чего участники обращаются к основаниям самой формы организации действия и перестраивают ее в зависимости от изменения условий решения задачи. Учет соответствующих механизмов необходим для проектирования коллективных форм учебной деятельности, опирающихся на ее разделение между участниками и взаимный обмен выполняемыми преобразованиями.

Обсуждение проблемы предмета конкретных наук обусловлено прежде всего тем, что часто, пока не выделен, не описан предмет науки, ее как таковой еще нет, т. е. обсуждение проблемы предмета в этом случае выступает как деятельность, конституирующая науку. Однако далеко не в каждой науке обсуждение проблем ее предмета вызвано этой причиной. Иногда статьи о предметах тех или иных наук пишут по традиции, подражая другим наукам.