Практическая деятельность

Здесь же, придерживаясь аспекта нашего рассмотрения, укажем на характерную черту, специфичную для Московского методологического кружка и стиля его работы: подключение к ней представителей самых различных областей теоретической и практической деятельности. В отличие от упомянутой академической традиции, к разработке рефлексивной тематики оказались подключенными педагоги и психологи, математики и физики, дизайнеры и историки науки, культурологи и т. д. Круг «задействованных» лиц — при относительном постоянстве основного состава — беспрерывно расширялся и видоизменялся. По очень грубой прикидке, в коммуникативное взаимодействие оказались вовлеченными сотни, а может быть, и тысячи лиц, работающих в различных сферах деятельности. Конечно, для большинства из них проблематика рефлексии не была основной, но все они в той или иной степени были ею затронуты. И это факт первостепенной важности.

В силу ряда причин — их надо анализировать особо — сложилось так, что в гуманитарных науках само слово «рефлексия» практически исчезло, очутившись в каком-то «полулегальном» положении. Наиболее удобно это показать на примере психологии. Рефлексия здесь многими отождествлялась с интроспекцией, а на нее переносилось выработанное отрицательное отношение к интроспективной психологии. Некоторые психологи даже путали рефлексию с рефлексом. Изучение специфики мышления, направленного на самое себя, снималось, затушевывалось за счет введения абстрактно-всеобщих, присущих любому мыслительному процессу механизмов. До самого последнего времени структура психологического эксперимента, опуская несущественные для нашего анализа вариации, организовывалась наличием двух стандартных характеристик: наличием одного испытуемого, решающего некоторую поставленную перед ним одну задачу. Изучаться же при этом могло, в соответствии с разделяемой автором концептуальной схемой, самое различное: «деятельность», «действия», «операции» испытуемого, его «мотивы» со сдвигами на «цель» и т. д., особенности его аналитико-синтетической мыслительной деятельности, алгоритмы его действий и т. п.