Типы рефлексии

На основе изложенных положений о характеристиках типов рефлексии и видов планирования было предпринято экспериментальное исследование. Испытуемыми были школьники, ученики четвертого класса. Цель этого исследования состояла в том, чтобы установить связь типов рефлексии и видов планирования при решении задач. Достижение указанной цели опосредствовалось следующими гипотезами: 1) при наличии у школьников целостного планирования более вероятным является функционирование при решении задач содержательной рефлексии; 2) при наличии частичного планирования более вероятным является функционирование при решении задач формальной рефлексии; 3) при функционировании содержательной рефлексии более вероятным является наличие целостного планирования; 4) при функционировании формальной рефлексии более вероятным является наличие частичного уровня планирования.

На первом этапе исследования использовалась разработанная нами методика, включавшая задачи «игры в повтор» . Соответствие этих задач целям исследования заключалось в том, что одни из них можно было решить при наличии лишь частичного уровня планирования, т. е. структура этих задач позволяла памечать каждое исполнительное действие и выполнять его в отдельности, вне связи с остальными. Другие задачи нельзя решить с помощью такого уровня планирования: необходимо было наметить все действия в целом и только после выработки общего плана эти действия выполнять. Эти задачи были построены таким образом, что на первый взгляд разные варианты первого действия представлялись правильными, но на самом деле верным был только один вариант.

В результате проведения фронтального эксперимента было установлено, что целостное планирование своих действий при решении предложенных задач имеется у 40,3% испытуемых, а у остальных школьников было частичное планирование.