Гносеологический анализ

Гносеологический анализ классификационной проблемы показывает, что она является одним из рефлексивных механизмов развития современного научного познания, а именно рефлексивным механизмом перевода ряда наук с эмпирической стадии на теоретическую. В форме постановки классификационной проблемы учеными улавливается объективная необходимость построения развитой научной теории, а в форме поиска путей ее решения осуществляется реальная работа по наращиванию теоретических средств, идут процессы тео — ретизации науки.

Основанием для данного вывода явились следующие соображения. Решение большинства задач, традиционно связываемых научной рефлексией с построением классификации, возможно лишь при наличии в науке развитой теории. Кроме того, основные трудности процесса построения классификаций, зафиксированные в научной рефлексии также могут быть преодолены только с помощью развитой научной теории. Именно отсутствие развитой теории исследуемых объектов создает непреодолимые препятствия для успешного построения их классификации.

Для наук, в которых остро стоит классификационная проблема, характерен эмпирический по преимуществу способ работы, и в силу этого именно классификация оказывается основным средством задания предмета исследования. Классификационные расчленения ложатся в основу организации исследований, ибо для конкретных классов объектов строятся особые, специфические исследовательские программы. В науках с развитым теоретическим конструктором предметные границы задаются возможностями конструктора: наука изучает все, что может построить в ралЦсах своего теоретического арсенала. Задача классификации объектов здесь отступает на второй план, так как все возможные типы исследуемых объектов могут быть заданы конструктивно.

Классификационная процедура в современной науке связана с явлением «свертки» задач. Задача построения научной классификации в форме установки на построение естественной и генетической классификации имплицитно содержит в себе задачу построения развитой научной теории. Фактически она стала своего рода ширмой, за которой скрывается большое количество других задач, связанных с теоретическим описанием объектов.